ООО "АКЦ Жилкомаудит" эффективные решения для ЖКХ и энергетики
(495) 740-92-20
(926) 846-35-47
post@jilkom.ru
Календарь семинаров
Июнь Август
Июль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 


26 лет журналу ЖИЛКОМАУДИТ 






Почтовый трекер на журнал ЖИЛКОМАУДИТ

Регистрация на онлайн версию журнала ЖИЛКОМАУДИТ
(для подписчиков печатной версии):


Регистрация на онлайн версию






Информация для специалиста ЖКХ


18.06.2025 Имеет ли право собственник помещения запрашивать у управляющей организации следующую информацию: сметы и доходы, заверенные копии счетов фактур? Как отказать в предоставлении документации и не получить штраф?

Состав и объем раскрываемой управляющей организацией информации собственникам, в т.ч. об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию общего имущества и условиях их выполнения (оказания) определяются в соответствии с ч.10.1 ст.161 ЖК РФ путем размещения информации, которая раскрывается в свободном доступе для всех собственников в ГИС ЖКХ. Соответственно, обязанность управляющей организации представлять собственнику помещения сведения о фактических затратах, копии счетов-фактур, сведения об условиях выполненных работ, услуг (если это прямо не предусмотрено условиями договора управления) отсутствует.


18.06.2025 Управляющая организация в рамках мероприятий по энергоэффективности провела работу по установке вентилей к батареям, расположенным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Вправе ли управляющая организация уведомить всех собственников о том, что батарея в границах после вентиля относится к имуществу собственников помещений, а управляющая организация несет эксплуатационную ответственность по внутридомовой системе теплоснабжения до вентиля?

18.06.2025 Население в МКД с ОПУ находится на прямых договорах энергоснабжения с РСО. Электрическая энергия, потребляемая на СОИ, оплачивается в РСО управляющей организацией. Какие показания ИПУ, передаваемые в РСО, являются приоритетными: показания, поступившие

В соответствии с пп. «ж» п.31 Правил № 354 исполнитель обязан принимать показания ИПУ, переданные потребителем, и использовать их при расчете размера платы за тот расчетный период, за который они были сняты. Этим же пунктом Правил № 354 предусмотрен случай наделения правом снятия показаний ИПУ исполнителя, если такое решение принято общим собранием собственников.

Правила № 354 не содержат права управляющей организации, не являющейся исполнителем, осуществлять снятие показаний ИПУ и передавать их в РСО. Соответственно, показания, переданные УО в РСО, не подлежат учету в целях начисления РСО платы за коммунальные услуги потребителям.


18.06.2025 Как осуществляется контроль качества теплоснабжения в многоквартирном доме, в котором потребители заключили прямой договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией, и такой МКД находится в управлении управляющей организации или ТСЖ?

Контроль качества тепловой энергии, поставляемой теплоснабжающей организацией на границу общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, что регулируется положением п.2 ч.11 ст.161 ЖК РФ. В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 161 ЖК РФ лицо, осуществляющее управление МКД, обязано принимать от потребителей в многоквартирном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с РСО при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении потребителям информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правилами № 416. В соответствии с ч.13 ст.20 ЖК РФ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, вправе обратиться в орган ГЖН в целях понуждения теплоснабжающей организации к соблюдению обязательных требований жилищного законодательства.


18.06.2025 Должен ли застройщик нести бремя содержания общего имущества дома, если фактически дом не достроен и в эксплуатацию введены не все секции дома?
В соответствии с п.7 ч.2 ст.153 ЖК РФ застройщик несет обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по оплате коммунальных услуг в отношении помещений в многоквартирном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод  многоквартирного дома в эксплуатацию, в т.ч. с учетом посекционного ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

26.03.2025 Расчеты за отопление в МКД с разными системами теплоснабжения

Вопрос:

Нужно ли при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению суммировать данные приборов учета и распределять на весь МКД или рассчитывать каждую часть отдельно в следующих случаях:

1. МКД имеет два тепловых ввода и две самостоятельные системы теплоснабжения с ИТП на каждом вводе?

2. МКД имеет один тепловой ввод, но две самостоятельные системы теплоснабжения с ИТП (нежилая часть (первый этаж) и жилая часть (со второго этажа))?


26.03.2025 О случае, когда вознаграждение членам Совета МКД облагается страховыми взносами

Федеральным Законом от 29.10.2024 № 362-ФЗ внесены изменения в пункт 1, подпункт 1.1 и пункт 2 ст.420 НК РФ:

объектом обложения страховыми взносами признаются вознаграждения в рамках трудовых договоров или гражданско-правовых договоров в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома, избранных собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, начисляемые уполномоченной управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. 


26.03.2025 В платежном документе РКЦ указывает «рекомендованный срок передачи показаний приборов учета – не позднее 25 числа». Кто и как выбирает срок начала передачи показаний ИПУ? 25 число это граница, которую нельзя нарушать.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу. Таким образом, период снятия показаний приборов учета коммунального ресурса устанавливает исполнитель и доводит такую информацию до потребителя, при этом обязательными условиями снятия потребителем показаний приборов учета являются: периодичность снятия показаний - один раз в месяц, и конечный срок снятия показаний - до 25 числа каждого месяца.

 Если потребитель не уведомлен исполнителем о начальной дате снятия показаний приборов учета, то потребитель вправе предоставить исполнителю или уполномоченному им лицу показания прибора учета один раз в месяц начиная с первого числа расчетного месяца, если такие показания принимаются в соответствующие дни исполнителем или уполномоченным им лицом.

26.03.2025 В адрес управляющей организации поступила претензия собственника жилого помещения, в которой собственник считает незаконным требование о проведении поверки индивидуального прибора учета тепла по окончании поверочного периода

В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан  обеспечивать проведение поверок установленных в его помещении индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. Однако, действующее законодательство не содержит меры ответственности потребителя за не исполнение такой обязанности относительно прибора учета тепловой энергии.

Таким образом, у исполнителя отсутствует право требования от потребителя проведения поверки ИПУ тепловой энергии. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении, в котором ИПУ тепловой энергии признается вышедшим из строя (п.81(12) Правил № 354), определяется в соответствии с пунктами 59 и 59(2) Правил № 354 (в течение 3х месяцев – исходя из среднемесячных объемов, по истечении 3х месяцев – как в помещении без ИПУ).


26.03.2025 Просим разъяснить порядок проведения начислений за коммунальную услугу по отоплению в i-ом помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальны и(или) общим (квартирным) приборами учета

В случаях, если период работы ИПУ составляет менее 3 месяцев, или в случае не предоставления потребителем показаний ИПУ более 3 месяцев подряд, или в случае не восстановления работоспособности ИПУ более 3 месяцев подряд размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с п.59(2) Правил № 354 - по формуле 3(1), в которой в качестве замещающей информации о показаниях ИПУ используется объем тепловой энергии, определяемый в помещениях без ИПУ по формуле 3(7).


26.03.2025 Может ли управляющая организация самостоятельно без привлечения ресурсоснабжающей организации определять объем тепловой энергии потребленной многоквартирным домом по показаниям ОДПУ тепловой энергии, который принадлежит РСО?

В многоквартирном доме, находящемся в управлении управляющей организации, обязанность снятия показаний ОДПУ возлагается на управляющую организацию вне зависимости от того, является ли управляющая организация исполнителем коммунальной услуги, а также вне зависимости от того, кому принадлежит ОДПУ (собственникам помещений в многоквартирном доме или ресурсоснабжающей организации). Такая обязанность для управляющей организации регулируется положениями подпункта "е" пункта 31 и подпункта "д" пункта 31(1) Правил № 354. При этом, в соответствии с подпунктом "д" пункта 18 Правил № 124 обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, устанавливаются договором ресурсоснабжения.

Таким образом, поскольку объем тепловой энергии, предъявляемый управляющей организацией к оплате потребителям, должен соответствовать объему тепловой энергии, приобретаемому управляющей организацией у теплоснабжающей организации, управляющая организация обязана ежемесячно определять объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, по показаниям ОДПУ, в порядке, согласованном с теплоснабжающей организацией.


26.03.2025 При расчете объема КР на СОИ по пп. «а» пункта 21.1 Правил 124 входит ли в индивидуальное потребление объем, образованный в результате применения к потребителю штрафной санкций в виде коэффициента 10 к нормативу
В п.62 и п.81(11) Правил № 354 имеется прямое указание, что при установленных исполнителем соответствующих нарушениях потребителями учета коммунальных ресурсов доначисление размера платы за коммунальные услуги должно производиться исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированного подключенного оборудования или норматива потребления коммунальной услуги с применением к такому объему коэффициента 10. Соответственно, если объем коммунальной услуги, определенный с коэффициентом 10, приводит к определению отрицательного объема КР на СОИ в расчетном периоде, в котором такой объем определен, то учет отрицательного объема осуществляется в последующие расчетные периоды в общеустановленном порядке (пп. «е» п.29(2) Правил  № 491 и пп. «а» п.21(1) Правил № 124).

26.03.2025 В каком виде подрядчики должны оформлять акты по выполненным работам для обоснованного включения УО расходов по содержанию общего имущества МКД при расчете налога на прибыль?
Наша управляющая компания на ОСНО выполняет услуги по содержанию общего имущества МКД (тех.обслуживание и содержание придомовой территории) с привлечением подрядных организаций. Сумма выполненных работ по договору ежемесячно фиксированная. Подрядчик выставляет акт на эту сумму. В каком виде подрядчики должны оформлять акты по выполненным работам для обоснованного включения УО расходов по содержанию общего имущества МКД при расчете налога на прибыль?

28.12.2024 Кто начисляет плату за содержание жилого помещения при управлении МКД ТСЖ и УО

Вопрос: ТСЖ заключило договор управления с управляющей организацией. В реестре лицензий субъекта РФ сделана запись о включении этого МКД в перечень домов, управление которыми осуществляет данная УО. Вправе ли УО требовать начисления собственникам платы за содержание жилого помещения и КР СОИ от своего имени, а не от имени ТСЖ? Если да, то при каких условиях?


28.12.2024 МКД с ОПУ, в жилом помещении (квартире) установлено электроотопление (переустройство подтверждено документально). Данная квартира относится к неотапливаемому помещению?

В Правилах № 354 не используется понятие «неотапливаемое помещение». Понятие «неотапливаемое помещение» применяется в п.37 Обзора Судебной практики ВС РФ № 3(2019) и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 № 16-П к помещениям, в которых изначально отсутствуют приборы отопления или помещение не отапливается в результате его переустройства.

В целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению такое жилое помещение именуется в Правилах № 354 как «жилое помещение, в котором проведено переустройство с установкой индивидуального источника тепловой энергии». Объем тепловой энергии, потребленной непосредственно в таком помещении, принимается равным нулю.


28.12.2024 Как рассчитывается ОДН тепловой энергии для нежилого помещения в подвале с надлежащей изоляцией трубопровода?

Если нежилое помещение, находящееся в подвале, принадлежит на праве собственности конкретному лицу, и в таком помещении отсутствуют элементы отопления непосредственно нежилого помещения (проведена надлежащая изоляция трубопровода теплоснабжения), то размер платы за тепловую энергию, подлежащий внесению собственником такого помещения, определяется по формуле 3 или формуле 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354 в зависимости от наличия в многоквартирном доме помещений с ИПУ тепловой энергии. При этом объем тепловой энергии, потребленный непосредственно в нежилом помещении принимается равным нулю.


28.12.2024 Входит ли в нормативный объем горячей воды, потребляемой на СОИ, объем горячей воды, расходуемый на промывку системы отопления в МКД? Или выставляется расчетный объем такой воды УО в МКД, не оборудованном ОПУ горячей воды?
Входит ли в нормативный объем горячей воды, потребляемой на СОИ, объем горячей воды, расходуемый на промывку системы отопления в МКД? Или выставляется расчетный объем такой воды УО в МКД, не оборудованном ОПУ горячей воды?

В соответствии с п.29 Правил № 306 нормативы потребления холодной воды на СОИ и горячей воды на СОИ включают объем воды, потребляемой при выполнении минимального перечня работ, услуг при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Нормативы потребления КР на СОИ не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации ВДИС.

Поскольку работы по промывке систем водоснабжения предусмотрены минимальным перечнем работ, услуг № 290 (п.18, п.19), то отсутствуют основания для трактования п.29 Правил № 306, как недопускающего включение расходов воды на промывку системы отопления в расчет величины норматива расхода холодной воды или горячей воды, потребляемых на СОИ. Соответственно, у РСО отсутствуют правовые основания для предъявления УО к оплате в МКД без ОПУ объема воды, определяемого дополнительно к объему воды, определенному исходя из норматива потребления воды на СОИ.


28.12.2024 В МКД с ИТП тепло на ГВС в отопительный и неотопительный период считаем по разному? В отопительный период применяем норматив, а в неотопительный период – расчетный способ (объем в Гкал/Объем в м3)?
В МКД с ИТП объем тепловой энергии, потребленной на ГВС, определяется в соответствии с п.54 Правил № 354 с применением расчетной формулы 20, в соответствии с которой объем тепловой энергии, потребленной на ГВС, определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды не зависимо от расчетного периода, в котором определяется такой размер платы. По формуле 20.1 приложения № 2 к Правилам № 354 определяется только объем того коммунального ресурса, который используется в целях производства тепловой энергии (газ, электрическая энергия, твердое топливо). В многоквартирном доме с ИТП централизованная система теплоснабжения и тепловая энергия не производится в многоквартирном доме, а подается теплоснабжающей организацией в многоквартирный дом.

28.12.2024 Возможно ли проведение годовой корректировки по ГВС в части тепловой энергии по показаниям ОДПУ тепловой энергии, если это предусмотрено протоколом ОСС?

Поскольку тепловая энергия не признается коммунальным ресурсом, плата за который включается в плату за содержание жилого помещения (ст.154 ЖК РФ), то положения ч.9.2 ст.156 ЖК РФ о принятии собственниками решения о включении в плату за содержание жилого помещения платы за КР на СОИ, определяемой исходя из показаний ОПУ, не применяются к расчетам за тепловую энергию, потребляемую в многоквартирном доме в целях горячего водоснабжения на СОИ. Если собственники приняли такое решение, то оно не подлежит применению ввиду его ничтожности (п.3 ст.181.5 ГК РФ).


28.12.2024 Установлены ли Правилами № 354 различия в подходе к расчету платы за ГВС, изложенные п.54, п.69 Правилах № 354, обязывающие управляющую организацию указывать компоненты для оказания услуги ГВС (ХВС для целей ГВС и тепловая энергия) с использованием обо

Требования к платежному документу и сведениям, содержащимся в нем, определены пунктом 69 Правил № 354, в соответствии с пп. «е» которого в платежном документе указывается, в том числе, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и(или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных  теплоснабжения и(или) горячего водоснабжения).

Объем информации, предусмотренной пунктом 69 Правил № 354, к отображению в платежном документе является обязательным вне зависимости  от целевого назначения оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме – обслуживает ли такое оборудование один или несколько многоквартирных домов.


28.12.2024 После установки РСО ОПУ в МКД в соответствии со ст.12 Закона № 261-ФЗ в случае повторного выхода из строя ОПУ, за кем закреплена обязанность по повторной установке ОПУ, имеет ли РСО право повторно выставить счета собственникам МКД?

В случае выхода из строя установленного РСО ОПУ обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации установленного в МКД ОПУ лежит на собственниках помещений в МКД, а при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом, кооперативом, на соответствующих организациях. В соответствии с ч.12 ст.13 Закона № 261-ФЗ в случае невосстановления работоспособности ОПУ в течение 2-х месяцев, такую работоспособность обеспечивает РСО, которая вправе выставить соответствующие расходы УО, товариществу, кооперативу, а при непосредственном способе управления – собственникам. Такая плата может быть предъявлена к оплате разовым платежом. Рассрочка по внесению такой платы действующим законодательством не предусмотрена.


25.09.2024 Правильно ли при выходе из строя ОПУ ГВС среднемесячное считать путем деления на количество месяцев, если в период, в который берем объемы для расчета среднего, было отключение воды для проведения ремонта тепловых сетей, соответственно, при расчете

Поскольку среднемесячный объем горячей воды, определяемый в соответствии с п.59(1) Правил № 354, пп. «в(2)» п.21 и пп. «б» п.21(1) Правил № 124, применяется в качестве замещающей информации об объеме горячей воды, измеренной ОПУ и в соответствии с пп. «в» п.3 Правил № 354 одним из условий предоставления коммунальной услуги (кроме отопления) является предоставление коммунальной услуги потребителю круглосуточно бесперебойно, либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую качеству коммунальной услуги, приведенную в приложении № 1 к Правилам № 354, то справедливо определять объем среднемесячного объема горячей воды по ОПУ без учета месяца, в котором горячая вода не поставлялась в течение профилактического перерыва.


26.06.2024 К УО в управление перешёл многоквартирный дом, являющийся новостройкой. Согласно проекту застройки шлагбаум на въезде в паркинг не включен в состав общего имущества в многоквартирном доме.
 Содержание шлагбаума, не входящего в состав общего имущества в МКД, может осуществляться путем включения в договор управления многоквартирным домом дополнительной услуги  для  управляющей организации, принятия собственниками решения по стоимости такой услуги и соответствующей платы для собственников, вносимой в управляющую организацию.  При этом категория собственников, обязанных вносить такую плату, и измерители для определения такой платы определяются на общем собрании собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме по согласованию с управляющей организацией. Жилищное законодательство не регулирует отношения по предоставлению собственникам помещений и машино-мест в многоквартирном доме дополнительных услуг, не предусмотренных статьей 154 ЖК РФ.

26.06.2024 В пункте 39 Правил № 75 указано, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.


Правила № 75 не содержат каких-либо  требований к порядку уведомления органа местного самоуправления. Порядок такого уведомления может быть установлен ОМС в нормативном правовом акте о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций. Если иного не будет установлено таким актом, уведомление органу местного самоуправления может быть направлено управляющей организацией (ТСЖ) с приложением копии протокола проведенного общего собрания собственников помещений и договора управления.


26.06.2024 Какое количество раз могут проводиться повторные конкурсы по выбору УО в отношении одних и тех же многоквартирных домов после того, как конкурс признан несостоявшимся?
Какое количество раз могут проводиться повторные конкурсы по выбору УО в отношении одних и тех же многоквартирных домов после того, как конкурс признан несостоявшимся? Обязательно ли ОМС должен заключить договор управления МКД с временной управляющей организацией (после того, как конкурс признан несостоявшимся). Если да, то при каких условиях (после второго, третьего несостоявшегося конкурса или количество проведенных конкурсов не ограничивается)?

Правила № 75 не содержат ограничений по количеству  проведения конкурсов  в отношении одних и тех же МКД после того, как первый конкурс признан несостоявшимся. Таким образом, любое количество раз могут проводиться  конкурсы по выбору УО в отношении одних и тех же МКД после того, как конкурс признан несостоявшимся.


Согласно ч.6 ст.200 ЖК РФ в случае, если в соответствии с законодательством РФ открытый конкурс по отбору УО признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления МКД без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ, в порядке, указанном в ч.17 ст.161 ЖК РФ и устанавливаемом Правилами № 1616.

В  силу п.4 Правил № 1616 осуществление управления МКД управляющей организацией, определенной решением об определении УО, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору УО для управления МКД в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом РФ.


26.06.2024 Каким образом необходимо производить уменьшение платы за некачественное предоставление коммунальной услуги по отоплению

Как следует из положений   пунктов 14 и 15 приложения № 1 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу, от которого производится уменьшение (снижение) платы, определяется в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, т.е от размера платы, определенного за расчетный период, в котором нарушено качество коммунальной услуги или допущен перерыв, превышающий установленную его продолжительность.

Правила № 354 не предусматривают определение размера платы за коммунальную услугу в соответствии с приложением № 2 за один или иное количество дней расчетного периода.


26.06.2024 Просим разъяснить порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в принадлежащем ОМС в МКД нежилом помещении при отсутствии ИПУ и ОПУ

В соответствии с п.6 и п.7 Правил № 354 собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме не предоставляются коммунальные услуги, в связи с чем п.43  Правил № 354 к расчетам за ресурсы, потребляемые в нежилом помещении (кроме тепловой энергии, потребляемой на отопление), не применяются.

К отношениям по определению объема горячей воды, потребленной в нежилом помещении, не оборудованном ИПУ, применяются положения пунктов 16 и 18 Правил № 776. Объем тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, по нашему мнению, должен определяться исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, применяемого в расчетах за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для всех потребителей в многоквартирном доме, если иной порядок определения такого показателя не будет согласован условиями договора горячего водоснабжения (договора поставки горячей воды), заключенного между теплоснабжающей организацией и ОМС.


26.06.2024 Как определяется размер платы за электрическую энергию, потребляемую на СОИ, при применении в регионе социальной нормы потребления электрической энергии

В регионе установлена социальная норма потребления электрической энергии, позволяющая применять в расчетах за потребленную энергию в пределах социальной нормы пониженные тарифы. Тарифы на электрическую энергию зависят от факта превышения (непревышения) размера социальной нормы электроэнергии.

Понятие «социальной нормы» применяется только к коммунальной услуге. Плата за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества дома, относится к жилищным услугам.

Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить, по каким тарифам следует осуществлять расчет платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества дома, как в отношениях с конечными потребителями, так и при расчетах между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.


26.06.2024 Первым периодом перерасчета платы за КР на СОИ является календарный 2022 год

Возникшая в 2023 году проблема, выявленная спорами между управляющими организациями и ГЖИ или собственниками помещений в МКД, об определении первого периода перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – на СОИ):

-        как полного календарного 2022 года

-        или периода - сентябрь – декабрь 2022 года (с даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 3.02.2022 г. № 92),

разрешил Верховный Суд РФ в Решении от 23 апреля 2024 г. № АКПИ24-166, указав на правомерность проведения перерасчета платы за КР на СОИ, предусмотренного пп.«а» п.29(3) Правил № 491, за полный 2022 год.

Приведем извлечение из указанного решения.


21.03.2024 На МКД установлено 12 приборов учета тепловой энергии, представляющие в совокупности ОПУ, При выходе из строя последовательно нескольких приборов учета, теплоснабжающая организация применяет положения п.59(1) Правил № 354.
На МКД установлено 12 приборов учета тепловой энергии, представляющие в совокупности ОПУ, При выходе из строя последовательно нескольких приборов учета, теплоснабжающая организация применяет положения п.59(1) Правил № 354. ГЖИ требует применения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Как определяется в таком случае объем тепловой энергии на отопление?

21.03.2024 Просим дать разъяснение по применению методики расчета за отопление в многоквартирных домах, где часть многоквартирного дома (первый – третий подъезды) подключена к централизованной системе горячего водоснабжения или отопления
Просим дать разъяснение по применению методики расчета за отопление в многоквартирных домах, где часть многоквартирного дома (первый – третий подъезды) подключена к централизованной системе горячего водоснабжения или отопления, а часть (четвертый и пятый подъезды) не подключена и соответствующие коммунальные услуги готовятся исполнителем самостоятельно, посредством установленного индивидуального теплового пункта, либо крышной котельной.

21.03.2024 Между УО и РСО заключены договоры ресурсоснабжения на все дома, находящиеся в управлении УО.
Между УО и РСО заключены договоры ресурсоснабжения на все дома, находящиеся в управлении УО. Однако, по мнению ГЖИ, договор ресурсоснабжения между УО и РСО обязательно должен заключаться в отношении конкретного МКД, а не в целом по всем МКД, находящимся в управлении УО. В целях реализации п.5.2 ч.5 ст.198 ЖК РФ и защиты прав граждан ГЖИ требует от УО заключение договоров по каждому дому в отдельности. Просим дать разъяснение о возможности обязать УО на заключение договоров отдельно по каждому МКД.

20.12.2023 Обязательно ли для УО составление ежегодной сметы доходов и расходов на каждый МКД?
Обязательно ли для УО составление ежегодной сметы доходов и расходов на каждый МКД? Жилищное законодательство не предусматривает обязанности для управляющих организаций составлять сметы доходов и расходов на каждый многоквартирный дом. Такая обязанность возникает только для товариществ собственников жилья. При этом в соответствии с п.31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 и ч.11 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана по каждому многоквартирному дому предоставить собственникам расчет размера платы за содержание жилого помещения исходя из расчета планируемого объема финансирования работ, услуг и один раз в год – отчет о выполнении работ, услуг исходя из планируемого объема финансирования.

20.12.2023 Когда применяется положение пп.«е» п.29(2) Правил № 491 об учете отрицательного объема КР на СОИ при определении размера платы за КР на СОИ в соответствии с пп. «б» п.29(2) Правил № 491?
Когда применяется положение пп.«е» п.29(2) Правил № 491 об учете отрицательного объема КР на СОИ при определении размера платы за КР на СОИ в соответствии с пп. «б» п.29(2) Правил № 491?


Отрицательный объем КР на СОИ может быть определен только при определении размера платы за КР на СОИ исходя из показаний ОПУ. В соответствии с пп. «б» п.29(2) Правил № 491 использование показаний ОПУ предусмотрено при проведении перерасчета размера платы в соответствии с п.29(3) Правил № 491.

Соответственно, отрицательный объем КР на СОИ учитывается в порядке, указанном в пп. «е» п.29(2) Правил № 491 при определении показателя совокупного за период перерасчета размера расходов на оплату КР на СОИ (Р i кр) в формуле, приведенной в п.2 приложения к Правилам № 491.


20.12.2023 На какое количество месяцев должна распределяться величина перерасчета платы на КР на СОИ в соответствии с подпунктом «а» пункта 29(3) Правил, если перерасчет будет произведен не в январе года, следующего за расчетным
  На какое количество месяцев должна распределяться величина перерасчета платы на КР на СОИ в соответствии с подпунктом «а» пункта 29(3) Правил, если перерасчет будет произведен не в январе года, следующего за расчетным, а, например, в марте 2024 года: март – декабрь 2024 года, то есть по 1/10 от суммы перерасчета ежемесячно или величина перерасчета за 2023 год в любом случае делится 12 месяцев, т.е. по 1/12 ежемесячно?

20.12.2023 В МКД без ОПУ плата за отопление начисляется за полные месяцы начала и окончания отопительного периода
Вопрос:
Отопительный период был завершен 24 марта 2023 года, но Теплоснабжающей организацией выставлен счет за отопление исходя из предоставления коммунальной услуги по отоплению на протяжении полноценного 30-дневного месяца
Разъясняя свою позицию, теплоснабжающая организация указывает, что в соответствии с Правилами № 306 в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного прибора учета теплоэнергии, расчет размера платы за отопление производится по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанного на количество месяцев в отопительном сезоне, в том числе неполных.
То есть, если отопительный сезон начался 30 октября, то будет взыскана плата за весь октябрь, а если отопительный сезон закончился 1 апреля, то плата будет взыскана за весь апрель
Потребители считают такое толкование странным и обращаются к депутатам местного собрания. Просим подготовить обоснованное подтверждение применения такого порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей и депутатов.

02.07.2023 Собственник оплатил квитанцию за ЖКХ, но оплату произвел на другой лицевой счет (Лицевой счет на который он оплатил принадлежит другому человеку). Как вернуть денежные средства. Управляющая компания должна возвращать данные денежные средства? Либо нео

Если собственник произвел оплату за ЖКУ по выставленному ему платежному документу на другой лицевой счет, то в данном случае признается ошибочное зачисление денежных средств по другому лицевому счету. Последствия такого случая зависят от того, обслуживаются ли лицевой счет собственника и другой лицевой счет, на который ошибочно поступили денежные средства, одной управляющей организацией.

 Если и тот и другой лицевые счета обслуживаются одной управляющей организацией, то  по заявлению в управляющую организацию собственника, который произвел ошибочное перечисление денежных средств, управляющая организация производит зачет поступивших денежных средств на правильный лицевой счет.

Если лицевой счет собственника и другой лицевой счет, на который ошибочно поступили денежные средства, обслуживаются разными управляющими организациями, то собственник должен обратиться с заявлением к той управляющей организации, которая обслуживает другой лицевой счет, на который поступили денежные средства,  о возврате ему ошибочно перечисленных им денежных средств, после чего собственник производит оплату по правильному лицевому счету. Возврат ошибочно перечисленных денежных средств, полученных управляющей организацией, обслуживающей другой лицевой счет, может быть осуществлен путем перечисления соответствующих денежных средств управляющей организации, обслуживающей лицевой счет собственника, если такой порядок возврата будет указан в заявлении собственника в управляющую организацию, обслуживающую другой лицевой счет. 


02.07.2023 В ТСЖ есть подземный паркинг, 17 машино-мест в собственности, является частью МКД, там проходят коммуникации. В нем необходимо оборудовать систему пожаротушения из-за автомобилей. Кто должен оплачивать установку и приобретение систем пожаротушения (СП

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ  надлежащее содержание общего имущества осуществляется в том числе в соответствии с законодательством о пожарной безопасности. В соответствии с п. 27 Минимального перечня работ и услуг № 290 работы по установке в проходах, выходах в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, систем пожаротушения и обеспечения их надлежащей эксплуатации относятся к работам по обеспечению требований пожарной безопасности. Такие работы подлежат выполнению за счет средств всех  собственников помещений и собственников машино-мест в многоквартирном доме (ч.1 ст. 158 ЖК РФ). В соответствии с ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления ТСЖ, ответственность за надлежащее содержание общего имущества несет товарищество. Соответственно, товарищество обеспечивает выполнение таких работ за счет включения соответствующих расходов в расчет взносов членов товарищества на содержание общего имущества и в расчет платы за содержание жилого помещения для собственников, не являющихся членами товарищества (пп. «б» п.28 Правил содержания общего имущества № 491).


02.07.2023 Решением общего собрания собственников помещений установлена плата за дополнительную услугу для собственников помещений «услуги дежурного (консьержа) подъезда» в размере 290.00 руб. (фиксированной суммой). Однако, один из собственников дома обратился

Жилищное законодательство не регулирует ни порядок определения измерителей, ни порядок определения стоимости дополнительных услуг, о предоставлении которых проживающим в многоквартирном доме принято решение общим собранием собственников.

 Однако, обращаем внимание, что решение общего собрания собственников в части предоставления дополнительных услуг является в соответствии с ч.5 ст. 46 ЖК РФ обязательным для исполнения только для собственников помещений в многоквартирном доме. То есть, если в таком доме имеются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, то у нанимателей соответствующих помещений не возникают обязанности по оплате дополнительных услуг (если иное не установлено договором найма), поскольку их обязательства ограничены только платой, указанной в части 1 ст. 154 ЖК РФ.


02.07.2023 С 1 сентября 2022 года надо ли начислять плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества на площадь кладовок МКД (например, ХВС, ГВС), если такие ресурсы в таких помещениях не используются?

Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которые собственники несут в соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы  за содержание жилого помещения. В соответствии с ч.6 ст.15 ЖК РФ многоквартирный дом может включать нежилые помещения. Соответственно, собственник жилого помещения, являющийся одновременно собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, несет расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества, пропорционально площади принадлежащих ему жилого помещения и нежилого помещения (кладовки). Это правило применяется независимо от даты – 1 сентября 2022 года.


31.03.2023 Можно ли РСО рассчитывать объем КР на СОИ (электроэнергия) и предъявлять управляющей организации исходя из показаний ОПУ (исправлен) по МКД, признанному аварийным?
   Можно ли РСО рассчитывать объем КР на СОИ (электроэнергия) и предъявлять управляющей организации исходя из показаний ОПУ (исправлен) по МКД, признанному аварийным?



В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2016) Верховный Суд указал, что Закон № 261-ФЗ не содержит требований по установке ОПУ в многоквартирных домах, признанных аварийными, однако данная норма не содержит запрета на установку ОПУ в таких домах. При этом ВС РФ указал, что использование показаний таких ОПУ не должно приводить к возложению на собственников и УО расходов по оплате сверхнормативного объема коммунального ресурса на СОИ. Соответственно, РСО вправе предъявлять УО объем электрической энергии исходя из показаний установленного в аварийном доме ОПУ электрической энергии, но не выше объема, рассчитанного исходя из норматива потребления электрической энергии на СОИ


31.03.2023 О возможности и последствиях принятия собственниками решения о направлении суммы перерасчета за КР на СОИ за текущий ремонт в МКД

Вопрос о возможности принятия собственниками решения о направлении величины перерасчета платы за коммунальные ресурсы на СОИ на финансирование работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по нашему мнению, связан с отношениями по регулированию Жилищным кодексом РФ структуры платы за содержание жилого помещения и порядка определения размера платы за содержание жилого помещения с учетом её структуры.

Так, статья 154 ЖК РФ устанавливает структуру платы за содержание жилого помещения – такая плата включает плату:

-        за услуги, работы по управлению многоквартирным домом,

-        за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

-        за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества (далее – коммунальные ресурсы на СОИ).

Порядок определения платы за содержание жилого помещения устанавливает ст.156 ЖК РФ, которая предусматривает:

-        в части 7 – порядок определения в многоквартирном доме, находящемся в управлении управляющей организации размера платы за содержание жилого помещения на общем собрании собственников за исключением платы за коммунальные ресурсы на СОИ;

-        в части 9.2 – порядок определения размера платы за КР на СОИ в МКД, оборудованном ОПУ коммунального ресурса;

-        в части 9.3 – порядок определения размера платы за КР на СОИ в МКД, необорудованном ОПУ коммунального ресурса.

Частью 9.2 ст.156 ЖК РФ предусмотрено, что в МКД, оборудованном ОПУ коммунального ресурса, собственники вправе принимать решения об определении ежемесячной платы за КР на СОИ по ОПУ, или по среднемесячным объемам. Однако, вне зависимости от принятия таких решений или их непринятия, расходы собственников на оплату коммунальных ресурсов на СОИ определяются исходя из показаний ОПУ. При этом перерасчет платы за КР на СОИ, вносимой ежемесячно без использования ОПУ, производится до показаний ОПУ в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен в п.29(3) Правил № 491.

Из приведенных положений ст.156 ЖК РФ и Правил № 491 следует, что в МКД, оборудованном ОПУ, размер расходов граждан на КР на СОИ определяется в порядке, установленном ч.9.2 ст.156 ЖК РФ - исходя из показаний ОПУ коммунального ресурса, и ни соответствующая норма, ни Правила № 491 не предусматривают право собственников принимать иные решения, относительно платы за КР на СОИ, кроме указанных в ч.9.2 ст.156 ЖК РФ.

Часть 7 ст.156 ЖК РФ также исключает принятие собственниками помещений решения о размере платы за КР на СОИ.

 

Принятое собственниками решение о перераспределении платы за КР на СОИ на финансирование работ по текущему ремонту общего имущества по сути приводит к увеличению собственниками платы за КР на СОИ относительно того размера, который должен определяться в соответствии с ч.9.2 ст.156 ЖК РФ, а, кроме того, к увеличению одновременно платы за содержание жилого помещения, размер которой был утвержден на общем собрании или в ином порядке установленном договором управления.

По нашему мнению, и одно и другое указанные последствия приводят к нарушению норм жилищного законодательства и об определении размера платы за содержание жилого помещения и об определении размера платы за КР на СОИ, что в свою очередь влечет нарушение прав потребителей, не участвующих в принятии соответствующих решений, в т.ч. нанимателей жилых помещений, имеющих право в соответствии с ч.9.2 ст.156 ЖК РФ и п.29(3) Правил № 491 на перерасчет платы за КР на СОИ до показаний ОПУ.

Полномочия собственников помещений по принятию решений на общем собрании определены в ст.44 ЖК РФ, в соответствии с п.5 ч.2 которой предусмотрено право собственников принимать не любые решения на общем собрании, а только по тем вопросам, которые отнесены к компетенции общего собрания Жилищным кодексом РФ.

В зависимости от того - по какой повестке дня общего собрания собственников было принято решение, и - какое решение, возможны следующие правовые последствия:

1) если собственники приняли решение не изменять размер платы за КР на СОИ, начисленной потребителям исходя из нормативов потребления КР на СОИ, а разницу между полученными доходами от начисленной платы и фактическими расходами УО на оплату в РСО КР на СОИ исходя из показаний ОПУ, направить на текущий ремонт общего имущества, то такое решение собственников принято относительно изменения размера платы за КР на СОИ для всех потребителей в многоквартирном доме. Такое решение признается принятым в отсутствии компетенции общего собрания собственников, а следовательно, признается ничтожным по основанию, указанному в п.3 ст.181.5 ГК РФ. В соответствии с п.1 ст.181.3 ГК РФ ничтожное решение общего собрания признается недействительным, и соответственно – не подлежащим применению.

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила № 491 не предусматривают право собственников изменять порядок определения размера платы за КР на СОИ, установленный Жилищным кодексом РФ и Правительством РФ.

2) если собственники на собрании приняли решение о направлении суммы перерасчета на текущий ремонт общего имущества, то в таком случае такое решение может быть квалифицировано как отказ собственников от возврата им суммы перерасчета. Однако, такое решение собственников не может относиться ко всем потребителям в многоквартирном доме, а может касаться только тех собственников, кто проголосовал за такое решение.

 

При получении одного или другого протокола общего собрания управляющая организация должна уведомить собственников:

-        в первом случае – о ничтожности решения общего собрания и неисполнимости такого решения;

-        во втором случае – о возможности исполнения соответствующего решения только относительно тех собственников, кто принял такое решение.

При таких последствиях и в первом и во втором случае управляющая организация проводит перерасчет платы за КР на СОИ до показаний ОПУ и отражает результат перерасчета в платежном документе.

Если УО намерена исполнить решение общего собрания собственников в первом случае, то перерасчет потребителям не производится, при этом управляющая организация в бухгалтерском учете разницу в доходах и расходах на КР на СОИ относит на резерв по текущему ремонту общего имущества в таком многоквартирном доме.


18.12.2022 При прекращении управления МКД 31.08.2022г. как и на каких основаниях прекратившая управлять МКД управляющая организация должна делать перерасчет потребителям по плате за КР на СОИ в 2023 году?
Если договор управления прекратился до 1.09 2022г., то в соответствии с ч.1 ст. 6 ЖК РФ изменения, внесенные в Правила № 491 постановлением Правительства РФ от 3.02.2022 № 92, не применяются к отношениям по договору управления, прекратившему свое действие до вступления в силу изменений. Соответственно, управляющая организация не может проводить никакие перерасчеты  за КР на СОИ, указанные в п.29(3) Правил № 491, по прекратившимся договорам управления.

1 - 50 из 202
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
^  Наверх