ООО "АКЦ Жилкомаудит" эффективные решения для ЖКХ и энергетики
(495) 740-92-20
(926) 846-35-47
post@jilkom.ru
Календарь семинаров
Январь Март
Февраль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 1 2 3
 


26 лет журналу ЖИЛКОМАУДИТ 






Почтовый трекер на журнал ЖИЛКОМАУДИТ

Регистрация на онлайн версию журнала ЖИЛКОМАУДИТ
(для подписчиков печатной версии):


Регистрация на онлайн версию






20.12.2023

В МКД без ОПУ плата за отопление начисляется за полные месяцы начала и окончания отопительного периода


Вопрос:

Отопительный период был завершен 24 марта 2023 года, но Теплоснабжающей организацией выставлен счет за отопление исходя из предоставления коммунальной услуги по отоплению на протяжении полноценного 30-дневного месяца.

Разъясняя свою позицию, теплоснабжающая организация указывает, что в соответствии с Правилами № 306 в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного прибора учета теплоэнергии, расчет размера платы за отопление производится по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанного на количество месяцев в отопительном сезоне, в том числе неполных.

То есть, если отопительный сезон начался 30 октября, то будет взыскана плата за весь октябрь, а если отопительный сезон закончился 1 апреля, то плата будет взыскана за весь апрель.

Потребители считают такое толкование странным и обращаются к депутатам местного собрания. Просим подготовить обоснованное подтверждение применения такого порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей и депутатов.

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306). В соответствии  с пунктами 13, 21, 22 Правил № 306 и пунктами 3 и 18 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется методом аналогов или расчетным методом по формулам соответственно 5 или 18 путем деления суммарного количества (расхода)  тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, по которым проводится расчет нормативов, за один отопительный период на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и количества месяцев, равных продолжительности отопительного периода. При этом такое количество месяцев устанавливается равным количеству календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

В соответствии с пунктом 17(1) Правил № 306 в решении уполномоченного органа об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество и наименование календарных месяцев, в том числе неполных), определенного для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В соответствии с пунктом 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Соответственно, указанными  формулами приложения № 2 к Правилам № 354 не предусмотрен перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, определенной за расчетный период (календарный месяц),  пропорционально дням подачи тепловой энергии в месяцы начала и окончания отопительного периода.

То есть, в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 определяется размер платы за коммунальную услугу по отоплению за полные календарные месяцы отопительного периода, указанные в решении уполномоченного органа,  независимо от количества дней фактической подачи тепловой энергии в месяцах начала и окончания отопительного периода, поскольку норматив потребления коммунальной услуги по отоплению согласно Правилам № 306 рассчитывается на количество календарных месяцев, в том числе неполных, и такое количество месяцев доводится до сведения потребителей решением уполномоченного органа об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению. Такой порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, не нарушает права потребителей, поскольку потребители в таких домах в течение каждого месяца отопительного периода (равномерно) оплачивают тот объем тепловой энергии, который был принят уполномоченным органом в расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, измеряемого в Гкал на 1 кв. метр площади помещений в месяц отопительного периода с учетом неполных месяцев отопительного периода.

Положения пункта 18 Правил № 306 и формула 2 приложения № 2 к Правилам № 354 были предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации на их конституционность. По мнению гражданина, оспариваемые им нормативные акты не соответствуют статьям 15 (части 1 и 2) и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку нарушают право потребителя не оплачивать не предоставленную коммунальную услугу по отоплению. Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года № 2137-О следует, что основанием обращения гражданина с кассационной жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации послужило то обстоятельство, что  Решением мирового судьи, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска гражданина к ресурсоснабжающей организации о возврате части платы за отопление и компенсации морального вреда было отказано. При этом суд исходил из того, что в отопительный период, подлежащий оплате (с середины сентября до середины мая), включаются как полные, так и неполные месяцы; внесение платы за отопление исходя из количества дней отопительного периода действующим законодательством не предусмотрено.

Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав оспариваемыми им положениями Правил № 306 и Правил № 354, указав, что исходя из формулы 18 Правил № 306  при уменьшении в такой формуле определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению количества календарных месяцев отопительного сезона в такой же пропорции происходит увеличение месячного норматива потребления, что приводит к пропорциональному увеличению размера месячной платы за отопление, определяемой по формуле 2 Правил № 354, однако в сумме плата за отопительный сезон (и за год) остается неизменной.

При использовании в формуле 18 Правил № 306 норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (при условии внесения соответствующих изменений в оспариваемые Правила) дней отопительного сезона норматив потребления и размер платы за коммунальную услугу по отоплению будут определены для одного дня, однако суммарная плата за отопительный сезон, определенный в днях, будет такой же, что и плата за отопительный сезон, определенный в месяцах (в том числе когда неполные месяцы отопительного сезона принимаются за полные).

 Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание гражданина, что в спорный период годовой норматив потребления тепловой энергии на цели отопления установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации с разбивкой на 9 полных месяцев, и при отсутствии приборов учета размер платы, определенной исходя из такого норматива, не зависит ни от температуры наружного воздуха, ни от фактического начала и фактического окончания отопительного периода, установленного решением органа местного самоуправления. Уменьшение отопительного периода органом местного самоуправления не может влиять на оплату годового нормативного количества тепловой энергии.

Таким образом, в рассматриваемом случае, если по решению органа местного самоуправления отопительный период начинается в октябре месяце (независимо от даты начала), а заканчивается в апреле месяце следующего года (независимо от даты окончания), и из решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для такого муниципального образования установлены  на 7 месяцев с указанием  отопительного периода «октябрь – апрель», то начисление потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за полные календарные месяцы «октябрь»  и «апрель» соответствует положениям Правил № 354 и Правил № 306 и не приводит к нарушению статьи 157 ЖК РФ или прав потребителей.

 


Поделитесь этой информацией:
^  Наверх