Вопрос:
При централизованной открытой системе теплоснабжения многоквартирный дом (МКД) подключен к тепловым сетям по независимой схеме. Тепловая энергия (ресурс) подаётся на индивидуальный тепловой пункт (ИТП) МКД, а услуги по отоплению и горячему водоснабжению подаются в дом через водо-водяные подогреватели, установленные в ИТП МКД. Дом находится в управлении управляющей компании (УО) и оснащён общедомовым прибором учёта (ОДПУ), учитывающим поданный ресурс. Договор теплоснабжения заключен РСО с УО на поставку ресурса.
Просим пояснить: может ли собственник нежилого помещения в рассматриваемом МКД заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО), если услуги по отоплению и горячему водоснабжению предоставляет УО. Если может, то каким образом будет производиться расчёт с собственником нежилого помещения по данному договору?
Ответ:
Согласно абз.3 п.6 Правил № 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
И хотя коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению приготавливаются в описываемом Вами доме с помощью общего имущества, законодательством прямо не запрещено заключать РСО с собственниками нежилых помещений прямые договоры на поставку тепловой энергии с указанием цели ее потребления в нежилом помещении.
В соответствии с ч.9 ст.157.2 ЖК РФ в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемым в порядке, предусмотренном ч.6, п.3 ч.7 данной статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 354. Каких-либо исключений для случаев предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами не установлено. Исключения также не установлены положениями ч.1 ст.157.2 ЖК РФ, в соответствии с которыми решение о предоставлении коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме ресурсоснабжающей организацией могут принять собственники помещений в многоквартирном доме (п.п.1 и 3 ч.1 ст.157.2 ЖК РФ) или ресурсоснабжающая организация, осуществившая односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с лицом, управляющим многоквартирным домом по основаниям, указанным в п.2 ч.1 ст.157.2 ЖК РФ.
Положительное мнение о переходе на прямые договоры в соответствии со ст.157.2 ЖК РФ по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, выражено в письме Минстроя России от 4 февраля 2019г. № 3080-ОО/06.
Таким образом, во исполнение п.6 Правил № 354 заключение прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и собственником нежилого помещения в МКД с централизованной системой теплоснабжения и нецентрализованной системой ГВС возможно.
В рассматриваемом случае заключаются следующие договоры:
1. Договор теплоснабжения для нужд отопления и горячего водоснабжения в нежилом помещении;
2. Договор холодного водоснабжения для нужд холодного и горячего водоснабжения в нежилом помещении.
При заключении РСО договора теплоснабжения с собственником нежилого помещения расчеты за тепловую энергию, расходуемую для подогрева объема горячей воды, потребляемой в нежилом помещении, осуществляются в соответствии с законодательством о теплоснабжении.
Объем тепловой энергии, приходящийся на объем горячей воды, потребленной в нежилом помещении, определяется:
- при наличии прибора учета тепловой энергии в горячей воде, в т.ч. установленного на вводе в дом, исходя из фактического удельного расхода тепловой энергии на подогрев;
- при отсутствии прибора учета тепловой энергии в горячей воде – расчетным путем в порядке, установленном в договоре теплоснабжения.
Расчеты за тепловую энергию, потребленную на отопление нежилого помещения согласно абз.3 п.7 Правил № 354 осуществляются в соответствии с положениями Правил № 354.
Согласно п.43 Правил № 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии и выбор способа оплаты определяется в порядке, установленном п.42(1) и 42(2) Правил № 354 соответственно.
Статья из журнала "Жилкомаудит"
Подробнее о журнале и другие статьи
В зависимости от наличия раздельно установленных в системе отопления и в системе ГВС многоквартирного дома ОПУ тепловой энергии или установленного ОПУ тепловой энергии, учитывающего общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, при определении объема тепловой энергии на отопление учитываются положения абзацев 8, 9 п.42(1) Правил № 354.
Условиями договора теплоснабжения, заключенного между РСО и УО, необходимо предусмотреть порядок обмена информацией, необходимой для расчета размера платы для потребителей каждой стороны договора, в т.ч. для проведения корректировки размера платы.
Какие особенности возникают при начислении платы за отопление собственникам нежилых подвальных помещений в МКД? |
Возможно ли определять объем тепловой энергии поставленной в нежилое помещение на отопление по показаниям индивидуального прибора учета, если не все помещения в МКД оборудованы ИПУ
При заключении договора теплоснабжения с собственником нежилого помещения возможно ли определять объем поставленной в нежилое помещение тепловой энергии на отопление по показаниям индивидуального прибора учета, если не все помещения в МКД оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии на отопление в случае, когда МКД не оснащен ОПУ тепловой энергии на отопление?
|
О предмете договора теплоснабжения с собственником неотапливаемого нежилого помещения
Вопрос:
Правилами № 354 установлено, что объем тепловой энергии, потребленный на отопление нежилого помещения, определяется в порядке, установленном Правилами № 354. Исходя из пунктов 42(1), 43 Правил № 354, формул 2(3) и 2(5) приложения № 2 к Правилам № 354 на неотапливаемые нежилые помещения приходится доля тепловой энергии, ранее не предъявляемая к оплате. Договор теплоснабжения между РСО и собственником такого нежилого помещения никогда не заключался. Каким образом в данной ситуации РСО выставить долю на отопление? Необходимо ли заключать на эту долю отдельный договор? Что в данной ситуации будет являться предметом договора? |
Может ли один из собственников нежилого помещения в нежилом здании расторгнуть договор с управляющей организацией, и вправе ли такой собственник требовать выставления ему оплаты только за коммунальные услуги?
Может ли один из собственников нежилого помещения в нежилом здании расторгнуть договор с управляющей организацией, и вправе ли такой собственник требовать выставления ему оплаты только за коммунальные услуги?
|
Как собственник нежилого помещения должен оплачивать включенную в строку содержание и ремонт услугу «вывоз ТБО», если у него заключен прямой договор по вывозу ТБО с региональным оператором?
По вопросу о внесении собственником нежилого помещения платы за вывоз ТБО сообщаем, что, в случае, если собственник нежилого помещения заключил договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, то соответствующая плата подлежит внесению региональному оператору
|
Распространяется ли постановление Правительства РФ от 2.04.2020г. № 424 на нежилые помещения в МКД
Вопрос:
Распространяется ли действие Постановления Правительства РФ от 2.04.2020 № 424 на потребителей в нежилых помещениях в МКД? |
Если часть общего имущества сдана в аренду, должен ли такой арендатор вносить плату за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества?
Лица, обязанные вносить плату за жилое помещение, в которую включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, поименованы в ч.2 ст.153 ЖК РФ. Арендатор общего имущества среди таких лиц не поименован. Однако, стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях общего имущества, арендуемых арендатором, может учитываться при определении размера арендной платы, Соответственно собственники несут расходы на оплату коммунальных ресурсов в целях СОИ путем внесения платы за содержание жилого помещения, включая плату за коммунальные ресурсы на СОИ, а арендатор вносит собственникам арендную плату, в т.ч. покрывая такой платой расходы собственников по оплате коммунальных ресурсов в целях СОИ.
|
Определение площади встроенно-пристроенного нежилого помещения для начисления платы за коммунальные ресурсы на СОИ
Вопрос:
В многоквартирном доме располагается нежилое помещение, являющееся согласно техническому паспорту встроенно-пристроенным, находящееся к тому же в границах земельного участка, входящего в состав многоквартирного дома. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, данными с публичной кадастровой карты. Управляющая организация по данному помещению осуществляет начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из всей площади встроено-пристроенного нежилого помещения. Правомерно ли начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из всех площади встроено-пристроенного нежилого помещения, без исключения пристроенной части? |
Порядок заключения договора на вывоз ТКО для нежилых и жилых помещений
Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также договор на обращение с ТКО) заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил № 1156. Этот раздел был введен в Правила № 1156 Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и начал действовать со 2 октября 2018 года, значительно упростив для регионального оператора процедуру заключения договора на обращение с ТКО с потребителями. В настоящей статье рассмотрим новый порядок заключения договора на обращение с ТКО и особенности признания его заключенным в силу прямого указания Правил № 1156. |