Поскольку в соответствии с частью 9.2 и частью 9.3 статьи 156 ЖК РФ в расчетах за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – на СОИ) применяются тарифы на коммунальные ресурсы, утвержденные для ресурсоснабжающих организаций, а коммунальные ресурсы на СОИ приобретаются у ресурсоснабжающей организации управляющей организацией, то первостепенное значение для ответа на вопрос – какие тарифы на электрическую энергию применяются в расчетах с потребителями за электрическую энергию, потребляемую в многоквартирном доме на СОИ (с учетом или без применения социальной нормы потребления электрической энергии), имеет регулируемый жилищным законодательством порядок расчетов за электрическую энергию между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
Исходя из второго предложения подпункта «а» пункта 22 Правил № 124 стоимость электрической энергии между управляющей и ресурсоснабжающей организациями определяется с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Порядок применения социальной нормы потребления электрической энергии в расчетах за нее установлен Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 (далее – Положение). Из установленных Положением правил следует, что социальная норма потребления электрической энергии установлена на домохозяйство и, соответственно, применяется исключительно относительно объема электрической энергии, потребляемой каждым домохозяйством.
С учетом изменения действующего жилищного законодательства в части изменения расчетов за коммунальные ресурсы, потребляемые на СОИ, приведенное выше Положение содержит правила определения объемов и стоимости электрической энергии, потребляемой в пределах и сверх социальной нормы, которые применяются по каждому домохозяйству (по каждой квартире) в многоквартирном доме:
- в части расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в помещении в пределах и сверх социальной нормы – исполнителем коммунальной услуги,
- в части расчета платы за электрическую энергию, потребленную в многоквартирном доме на СОИ – управляющей организацией.
Объем электрической энергии на СОИ, приходящийся на каждую квартиру, распределяется на объем, определяемый в пределах социальной нормы по каждому домохозяйству и сверх социальной нормы по каждому домохозяйству в соответствии с формулами 5 - 8 Методики расчета платы, приведенной в приложении № 6 к Положению. В указанных целях ресурсоснабжающая организация обязана предоставить управляющей организации информацию о потребленных объемах электрической энергии по каждому домохозяйству, чтобы управляющая организация могла распределить объемы электрической энергии по каждому домохозяйству в пределах и сверх социальной нормы и применить соответствующие тарифы для определения стоимости электрической энергии, подлежащей оплате управляющей организацией ресурсоснабжающей организации.
Поскольку управляющая организация обязана приобретать у ресурсоснабжающей организации электрическую энергию по тарифу в пределах и сверх социальной нормы потребления, то в таком же порядке применяются тарифы на электрическую энергию и в расчетах за электрическую энергию на СОИ с потребителями.
То обстоятельство, что плата за электрическую энергию на СОИ перенесена в плату за содержание жилого помещения, не может является основанием для прекращения применения социальной нормы потребления в части объема электрической энергии, потребляемой на СОИ, в расчетах с потребителями относительно каждого домохозяйства.
Перевод в 2017 году платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на СОИ в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения сохранило все социальные гарантии для граждан, которые они имели до такого перевода, свидетельством чего являются изменения, внесенные во все федеральные законы о льготах. Аналогичные последствия возникают и в отношениях по применению социальной нормы потребления электрической энергии.
Не применение социальной нормы потребления электрической энергии в части ее объема, потребляемого в многоквартирном доме на СОИ, нарушает права потребителей на возможность оплачивать электрическую энергию на СОИ по пониженным тарифам в тех случаях, когда применение таких пониженных тарифов предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, в регионах, в которых установлена социальная норма потребления электрической энергии, как в расчетах с потребителями, так и в расчетах между управляющими и ресурсоснабжающими организациями, объем электрической энергии, потребленной на СОИ, должен определяться отдельно – в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии с применением соответствующих тарифов на электрическую энергию, позволяющих определить стоимость электрической энергии, потребленной в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии.
Просим разъяснить порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в принадлежащем ОМС в МКД нежилом помещении при отсутствии ИПУ и ОПУ В соответствии с п.6 и п.7 Правил № 354 собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме не предоставляются коммунальные услуги, в связи с чем п.43 Правил № 354 к расчетам за ресурсы, потребляемые в нежилом помещении (кроме тепловой энергии, потребляемой на отопление), не применяются. К отношениям по определению объема горячей воды, потребленной в нежилом помещении, не оборудованном ИПУ, применяются положения пунктов 16 и 18 Правил № 776. Объем тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, по нашему мнению, должен определяться исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, применяемого в расчетах за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для всех потребителей в многоквартирном доме, если иной порядок определения такого показателя не будет согласован условиями договора горячего водоснабжения (договора поставки горячей воды), заключенного между теплоснабжающей организацией и ОМС. |
Исполнитель обязан предоставить сведения о задолженности за коммунальные услуги по обращению любого потребителя
Вопрос:
Вправе ли РСО предоставлять (выдавать) информацию (справку) о наличии либо отсутствии задолженности за услуги лицам, зарегистрированным в жилом помещении, но не являющимся его собственниками? |
Частный дом. Есть прибор учета. Водоотведение считаем по объему воды. Есть огород. Абонент просит установить отдельно прибор учета на полив (чтобы не платить за водоотвод). Как быть? |
О дате начала использования показаний установленного в расчетном месяце ИПУ
Вопрос:
Согласно п.81 Правил № 354 исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Может ли Исполнитель осуществлять расчет платы по показаниям прибора учета со следующего дня за днем введения в эксплуатацию прибора учета? Каким образом в таком случае осуществлять расчет платы? |
Переход частного дома на альтернативный газ, но сеть теплоснабжения транзитная
Частный жилой дом был с централизованным отоплением – перешел на альтернативный газ, но сеть теплоснабжения транзитная, т.е. частично остались отапливаемые помещения. Транзит идет на группу других частных домов. Убрать такую сеть невозможно. Как должен платить гражданин в таком случае за отопление?
|
О применении 2-х зонных тарифов на электрическую энергию, потребляемую на СОИ
Вопрос:
ОПУ и ИПУ в МКД позволяют дифференцировать объем электрической энергии по зонам суток. При этом один из ИПУ неисправен. Правомерно ли применение 2-х зонного тарифа к объему СОИ? |
Если в МКД с ОПУ нежилое помещение хочет отключиться от системы отопления до окончания отопительного сезона, как распределяются в этом случае показания ОПУ?
Плата за тепловую энергию, подлежащая внесению по такому нежилому помещению, будет определяться в том же порядке, как и до отключения. При этом объем потребления тепловой энергии, потребленной непосредственно в нежилом помещении будет равен нулю. Соответственно, размер платы в таком помещении с даты отключения в помещении отопления до окончания отопительного периода будет определяться исходя из объема тепловой энергии, потребленного на ОДН.
|
Как начислять за коммунальные услуги, если человек умер, а в его наследство еще никто не вступил? Начислять ли в течение 6 месяцев или начисления приостановить?
Согласно п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущества, когда такое право подлежит государственной регистрации. В соответствии со ст.1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
|
О приостановлении права РСО на взыскание пени с лиц, управляющих МКД ПП РФ от 02.04.2020 № 424
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 установлено, что не применяются до 1 января 2021 положения договоров энерго,- газо,- тепло,- водоснабжения и водоотведения, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, устанавливающие право ресурсоснабжающих организаций на взыскание пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за коммунальные ресурсы.
|
О мерах поддержки населения по вопросам оплаты ЖКУ в период борьбы с коронавирусной инфекцией
Правительство РФ установило меры финансовой поддержки потребителей, связанных с оплатой ЖКУ, в период распространения коронавирусной инфекции. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 (далее – Постановление) вступило в силу с 6 апреля 2020. Среди принятых Правительством РФ мер следующие:
|
Общий принцип распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Должен ли при выборе способа оплаты равномерно в течение календарного года применяться указанный в Решении Верховного суда Российской Федерации от 31.05.2017 № АКПИ 17-201 общий принцип распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме в 2016 и в 2017 году?
|
Должны ли быть равными рассчитанный за год объем тепловой энергии, приходящийся на 1 кв.м площади жилого помещения, и рассчитанный за год объем тепловой энергии, приходящийся на 1 кв.м площади нежилого помещения
Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Способ оплаты равномерно в течение календарного года. Должны ли быть равными рассчитанный за год объем тепловой энергии, приходящийся на 1 кв.м площади жилого помещения, и рассчитанный за год объем тепловой энергии, приходящийся на 1 кв.м площади нежилого помещения при расчетах за тепловую энергию в 2016 и 2017 году с применением постановлений Правительства Российской Федерации № 307 и № 354?
|
Как производится учет водопотребления при несвоевременной поверке индивидуального прибора учета воды
Как производится учет водопотребления при несвоевременной поверке индивидуального прибора учета воды, но при признании по результатам проведенной поверки индивидуального прибора учета исправным. Считаю, что если поверка индивидуального прибора учета подтвердила его исправность, странно приравнивать такой счетчик к неисправному. В указанном случае учет объемов коммунальных услуг должен производиться с учетом показаний индивидуального прибора учета.
|