ООО "АКЦ Жилкомаудит" эффективные решения для ЖКХ и энергетики
(495) 740-92-20
(926) 846-35-47
post@jilkom.ru
Календарь семинаров
Август Октябрь
Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 


26 лет журналу ЖИЛКОМАУДИТ 






Почтовый трекер на журнал ЖИЛКОМАУДИТ

Регистрация на онлайн версию журнала ЖИЛКОМАУДИТ
(для подписчиков печатной версии):


Регистрация на онлайн версию






26.06.2024

Первым периодом перерасчета платы за КР на СОИ является календарный 2022 год


Возникшая в 2023 году проблема, выявленная спорами между управляющими организациями и ГЖИ или собственниками помещений в МКД, об определении первого периода перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – на СОИ):

-        как полного календарного 2022 года

-        или периода - сентябрь – декабрь 2022 года (с даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 3.02.2022 г. № 92),

разрешил Верховный Суд РФ в Решении от 23 апреля 2024 г. № АКПИ24-166, указав на правомерность проведения перерасчета платы за КР на СОИ, предусмотренного пп.«а» п.29(3) Правил № 491, за полный 2022 год.

Приведем извлечение из указанного решения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2024 г. № АКПИ24-166

Гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 Изменений, дополняющих Правила № 491 подпунктом "а" пункта 29(3), согласно которому в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) указанных правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к Правилам № 491, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом, в той части, в которой эти положения допускают возможность осуществления такого перерасчета за периоды времени до вступления в силу Изменений. По мнению административного истца, оспариваемая норма не соответствует статье 6, части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) и статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований М. указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме. На основании подпункта "а" пункта 29(3) Правил № 491 управляющей компанией ему доначислена плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме за период времени с января по август 2022 г.

Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 92 Изменениями, вступившими в силу с 1 сентября 2022 г., Правила № 491 дополнены пунктом 29(3), которым установлены случаи перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в частности, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом (подпункт "а" в редакции, действовавшей до издания постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. № 480).

Положения ЖК РФ об обязательности перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, действуют с 10 августа 2017 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ, которым часть 9(2) статьи 156 ЖК РФ изложена в новой редакции).

Таким образом, Правительство Российской Федерации, реализуя свои дискреционные полномочия, постановлением от 3 февраля 2022 г. № 92 дополнило Правила № 491 положениями, устанавливающими порядок перерасчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета при наличии такого прибора.

Изменения в оспариваемой части соответствуют приведенным нормативным законоположениям, приняты во исполнение части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и направлены на совершенствование порядка расчета размеров расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца.

Приведенные в административном исковом заявлении доводы о противоречии абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 Изменений нормам гражданского и жилищного законодательства, регулирующим действие нормативных правовых актов во времени, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, поскольку оспариваемые положения не содержат указаний на распространение действия Постановления на отношения, возникшие до вступления в силу Изменений, а устанавливают периодичность осуществления перерасчета.

Оспариваемые нормативные положения изложены понятным и доступным образом, отвечают критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении.

Доводы административного истца фактически сводятся к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее правовое регулирование в части регламентации осуществления перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в течении года, в котором были приняты Изменения, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.

 

Комментарий АКЦ Жилкомаудит

Данную проблему мы обсуждали в одном из ранних выпусков нашего журнала*, где представили подробное разъяснение по применению положений ст.6 ЖК РФ о действии актов жилищного законодательства во времени с вводами о том, что изменения в Правила № 491, внесенные постановлением Правительства РФ от 3.02.2022 г. № 92 (далее – Изменения) вступили в силу с 1 сентября 2024 года, и обязательства управляющих организаций провести перерасчет  платы за КР на СОИ в 1 квартале 2023 года также возникли у управляющих организаций после вступления в силу Изменений (ч.3 ст.6 ЖК РФ).

Соответственно, производимый управляющими организациями перерасчет платы за КР на СОИ в 1 квартале 2023 года в порядке, установленном в пп. «а» п.29(3) Правил  № 491 – по истечении каждого календарного года, не приводит к нарушению положений ст.6 ЖК РФ, поскольку в 1 квартале 2023 года истекшим календарным годом является 2022 год.

Дополнительно к ранее подробному представленному разъяснению по рассматриваемому вопросу считаем возможным дополнить следующий комментарий к Решению ВС РФ.

Требования к управляющим организациям о проведении ими перерасчета за сентябрь – декабрь 2022 года, а не за полный 2022 года основывались на положениях части 1 и 2 ст.6 ЖК РФ, в соответствии с которыми:

«1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.».

 

Однако, в случае с применением Изменений:

-        Постановление Правительства РФ от 3.02.2022 г. № 92 не имеет обратной силы и применяется к отношениям по расчетам и перерасчетам платы за КР на СОИ в установленном изменениями порядке после 1.09.2022 года (ч.1 ст.6 ЖК РФ);

-        Действие Постановления от 3.02.2022 г. № 92 в части проведения перерасчета платы не распространяется на отношения, возникшие до 1.09.2022 г., т.е. перерасчет в установленном изменениями порядке не мог проводиться до 1.09.2022 г. (ч.2 ст.6 ЖК РФ).

Таким образом, в отношениях по проведению перерасчета платы за КР на СОИ в 1 квартале 2023 года подлежит применению часть 3 ст.6 ЖК РФ «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.», которая влечет следующие отношения, связанные с реализацией Изменений:

-        при исполнении договора управления, возникшего до 1.09.2022 г. управляющая организация обязана провести перерасчет платы за КР на СОИ, в 1 квартале 2023 г. в установленном Изменениями порядке – за истекший календарный (2022) год.

 

Как указал Верховный Суд РФ – Правительство РФ в пп. «а» п.29(3) Правил  № 491 установило периодичность проведения перерасчета размера платы за КР на СОИ, что не связано с вступлением в силу Изменений.

 



* см. журнал «Жилкомаудит» № 4-2023 стр.47-58


Поделитесь этой информацией:


Другие материалы на эту тему:





 

Каким образом необходимо производить уменьшение платы за некачественное предоставление коммунальной услуги по отоплению
 


 

Жилое помещение не оборудовано ИПУ, отсутствие технической возможности не подтверждено в установленном порядке.

 


 

О перерасчете платы за коммунальные услуги при отсутствии потребителя, проживающего в комнате в коммунальной квартире
В одной из комнат коммунальной квартиры, состоящей из 11 комнат (бывшее общежитие) отсутствуют зарегистрированные проживающие граждане. Управляющая организация применяет п.56(2) Правил № 354 при определении размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и отказывает в перерасчете собственнику за временное отсутствие, поскольку, по мнению управляющей организации, такой перерасчет предусмотрен только в случаях, когда в помещении имеются зарегистрированные граждане.
Собственник комнаты требует провести перерасчет, поскольку в его помещении отсутствуют ИПУ холодной и горячей воды и отсутствует техническая возможность их установки. Правомерно ли УО отказывает в перерасчете собственнику или у нее возникает обязанность провести такой перерасчет?
 


 

Если человек не проживает, а оплата за воду производится с учетом пользования колонкой (не может быть установлен счетчик), как должно идти начисление в таком случае?
Такая ситуация аналогична случаю отсутствия технической возможности установки ИПУ. Соответственно, потребителю плата начисляется в соответствии с формулой № 4 приложения № 2 к Правилам, а при последующем представлении документов, подтверждающих непроживание, делается перерасчет за временное отсутствие.
 

Перерасчет платы за комунальные услуги установленному для соответствующей степени благоустройства жилого помещения
Потребитель оплачивает коммунальные услуги по нормативу потребления, установленному для соответствующей степени благоустройства жилого помещения. При обследовании жилого помещения выясняется, что степень благоустройства жилого помещения другая, нежели принятая при начислении платы за коммунальные услуги по соответствующему нормативу потребления. С момента составления акта обследования жилого помещения потребителю сделан перерасчет платы. Но потребитель требует перерасчет за более ранний период. Как можно законно отказать потребителю в его требованиях?
 

^  Наверх